Какие методы работы с информацией существуют? — Информационные потоки — информация повсюду Особенности работы человека с информацией.

Добрый день, уважаемые читатели!

Сейчас очень много говорится об умении работать с информацией. О важности навыков работы с информацией. О том, что специалист с этими навыками больше ценится. И о том – как важно уметь работать с информацией для саморазвития.

Я проанализировал множество статей в Интернете и другие источники и вот что я увидел.

Мало кто понимает и доводит до читателей сам смысл – в чем же состоит эта работа с информацией. У меня, по крайней мере возникает только путаница от содержания прочитанного по этой теме. Авторы либо слишком углубляются в один аспект вопроса, либо пишут вообще не о том.

Хотя все просто – но почему-то существует желание все так усложнять. Наверное, от непонимания базовой сути.

Изложу мой подход и видение этого вопроса.

Работа с информацией — это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими). Но главное – это наличие этапов.

Что важно знать?

1. Этапы работы с информацией.
2. Методики, техники и приемы выполнения каждого этапа.

Это и есть Технология работы с информацией: этапы и методы. И ничего более.

В общем виде этапы следующие: поиск и сбор – обработка (систематизация, анализ, кодификация)– использование – хранение.

Другой вопрос – почему возникает поиск информации. Основная причина – это наши цели в получении ответов на наши вопросы.

А если мы вопросов не задавали – то что же мы не воспринимаем информацию?

Воспринимаем – но это восприятие также обусловлено нашими целями, желаниями, потребностями – пусть даже и существующими в неосознанном виде, т.е. в нашем подсознании.

Мы фильтруем (т.е. осуществляем поиск и сбор информации) входящий поток данных в любом виде – разговоры, объявления, заголовки и тд. – если наши мысли как-то связаны с темой, которая отфильтровывается и попадает в наше внимание. Об этом я писал .

Но для простоты понимания вопроса – «работа с информацией » — можно абстрагироваться от неосознанного вида работы с информацией. Лучше сначала понять – как мы работаем с ней – в осознанном режиме.

*****
Итак, есть этапы.

Поиск и сбор: если есть цель, задача, проблема – мы начинаем искать и собирать нужную информации.

Обработка – это следующий этап. Мы систематизируем информацию, т.е. раскладываем ее по рубрикам, например.

Затем анализируем (преобразовываем информацию в нужный нам вид, получаем выводы, рекомендации).

Использование информации – этот этап заключается в практическом использовании результатов обработки (например — принятие решения).

Хранение информации – на этом этапе мы определяем, в каком виде информации будет храниться, чтобы ее можно было быстро найти при необходимости.

В упрощенном виде я описал все основные этапы.

Простой пример:

Есть цель: иметь под рукой телефоны необходимых людей (цель).

Собрали номера этих телефонов (сбор информации).

Систематизировали их по группам – друзья, клиенты и тд.

Присвоили имена папкам — «Друзья», «Клиенты» (кодификация).

Занесли телефоны в сотовый телефон в нужную папку (хранение).

Это более менее грамотный подход.

Но может быть и другой – телефоны в беспорядочной последовательности. На разных носителях – часть в блокноте, часть в сотовом. Есть пропуски в наличии какого-то важного телефона и тд.
В общем бардак и неумение работать с информацией.

Век информации. Да, мы живем в век, даже тысячелетие, информации. И еще в век информационного парадокса. Информации настолько много, что овладеть всем уже невозможно. В тоже время умение работать с информацией — это жизненная необходимость, которая часто определяет нашу успешность. Что делать, куда бежать? Наше мастерство во многом зависит о того, как быстро мы можем освоить новые направления, узнать о современных достижениях, овладеть новыми навыками. Мы, увы, до сих пор не умеем по настоящему грамотно пользоваться даже книгами. А интернет? Тем более. Сегодня я открываю цикл статей об эффективной работе с информацией. И сперва мы поговорим о принципах работы с информацией, о ключевых идеях, позволяющих сократить время и увеличить продуктивность обработки любой информации.

Принципы работы с информацией: цели

Я уже не раз писала о целях, о том, на сколько важно их ставить. И если в общем тайм-менеджменте и в жизни мы иногда вспоминаем, что нам нужны цели, то когда мы берем в руки книгу или слушаем лекцию, то, увы, о цели почему-то не вспоминаем.

На самом деле постановка цели в чтении определяет нашу скорость (да, именно так). Цель чтения (или прослушивания лекции, аудио) наряду с некоторыми другими факторами влияет на нашу скорость чтения, глубину погружения в материал и понимание текста. Цель определяет стратегию чтения, скорость и качество погружения.

Примеры.
1. Если вы читаете художественную литературу для удовольствия. Вам хочется погрузиться в мир языка автора, его речи, хитросплетений сюжета. Ваша стратегия будет — получить удовольствие, читая то быстро, то медленно. Иногда останавливаясь и даже перечитывая особо интересные мысли и фразы.

2. Вы читаете статью, чтобы узнать свежие новости в вашей профессиональной сфере. У вас нет необходимости да и желания «наслаждаться языком автора». Ваша цель — быстро получить новую информацию, отсечь известное, понять новое. В данном случае скорость будет максимальной, вы будете не просто читать, а работать с информацией. Извлекать из нее важное.

3. Вам нужно понять материал, выяснить новое, разобраться и запомнить . В этом случае ваша стратегия будет также отличаться. Вы будете работать над информацией, повторять, возвращаться и сверять ее с тем, что запомнили.

Как видите цели могут быть разные

  • получить удовольствие от чтения
  • найти информацию
  • узнать новое
  • понять текст
  • прочитать и выучить новое

Если вы заранее, до чтения, поймете свою цель, вам проще будет читать, вы будете более гибко подходить к тексту, пропуская легкое и известное, если нужно, или замедляясь в том, что важно.

Вывод: Ставьте цель каждый раз, когда открываете книгу и ваше чтение будет быстрее и продуктивнее.

Принципы работы с информацией: гибкость

Можно ли все читать одинаково быстро? Нет. Запомните эту аксиому быстро чтения. Читать все одинаково бессмысленно и неэффективно. Чем больше абстрактных слов содержит текст, тем дольше он будет обрабатываться в мозгу и медленнее читаться.

Если же текст полон образных слов и фраз, которые вы можете легко нарисовать в своём воображении, тем быстрее его можно прочесть.Например, мои посты довольно абстрактные. Уж хочется делиться мне умными вещами. А если написать рассказ «Петя пошёл гулять с собакой, собака нашла старый ботинок, ботинок был с дырой», то вы легко представителей себе всю эту картину.

Сложные тексты с изобилием незнакомых вам терминов читаются медленнее, думаю, это понятно. Также надо не забывать о гибкости внутри текста. Есть части большого текста, которые читаются легко. Скажем, вступления, примеры из жизни. Есть более сложные части, которые объясняют сложные мысли. Внутри одной книги можно и нужно менять скорость чтения. Наша цель — усвоить, а не пролететь глазами.

Подумайте, проявляете ли вы гибкость в чтении?

Принципы работы с информацией: Усвоение

Что общего между чтением и здоровым питанием? Книга, как блюдо, может усвоиться, а может через пару часов оказаться в белом санфаянсовом изделии.
Для меня чтение — это усвоение текста. Это понимание смысла прочитанного, ключевой идеи автора, основной мысли. Это понимание и запоминание интересных и важных фактов и открытий. А ещё достижение цели чтения. Все это вместе и есть усвоение текста.

Если книга, как пустой разговор, влетела в одно ухо, а в другое вылетела, то какой толк был в ней? Лично я люблю книжные блюда от шеф-поваров, классиков Достоевского, Пастернака и Толстого, современных — Кови, Бьюзена. Могу почитать блюда от просто поваров, если они приготовили интересный обед. Фаст-фуд не очень приемлем, хотя… Бывает, устаю от высокой кухни, и хочется быстрого и легкого.

Чего я точно не люблю, так это переедать. Книжное обжорство. Знакомо? Это способствует ожирению, только жиреет мозг.

Мы читаем, осознаем новое, меняем свою жизнь, свое поведение. Это здоровое питание. Если читать много и не усваивать, не применять, то каждая последующая книга приносит все меньше пользы. Наши интеллектуальные стремления все больше заплывают жирком бездействия. Есть люди, щелкающие книги как орешки. Но пользы от книг они не получают.

А есть те, кто читает мало, но пользуется многим из прочитанного. У кого больше результатов? Думаю, догадываетесь. Поэтому лично я стараюсь усваивать книги. Чего и вам желаю.

Принципы работы с информацией: применение

Хочу рассказать об одном конкретном совете. Услышала я этот совет от популярного блоггера на Youtube. Он спросил у одного успешного человека, бизнесмена, инвестора, человека широкого кругозора. А спросил один типичный вопрос, который задают часто и мне самой. Вопрос такой: «Как вам это удается? Строить бизнес, успевать все, быть таким развитым. Мы столько книжек читаем, столько тренингов проходим, даже скорочтение осваиваем. Но у нас нет результатов… Как же вам это удалось?»

Что же ответил этот удивительный человек? Он сказал, что по особому читает книги. Читает, находит какой-то совет, который он еще не применял. Это может быть совет по бизнесу, по личной эффективности или в сфере отношений. И после прочтения и он кладет книгу в раскрытом виде страницами вниз. Как раз там, где он остановился на совете. И дальше идет и воплощает эти идеи в жизнь.

До тех пор, пока он не опробует на практике полученные идеи, он не продолжает читать книгу и не начинает читать другие книги. Идеи на практике либо отвергаются, либо принимаются.

Причем здесь работа с информацией, спросите Вы? А при том, что все наше проглатывание книг бессмысленно и бесполезно, если мы не применяем на практике то, о чем читаем . Работа с информацией — это инструмент , а не цель. Цель — это изменить свою жизнь, усовершенствовать что-то, узнать новый взгляд, задуматься о чем-то. Информация должна нам помогать воплощать идеи в жизнь.

Кстати применение прочитанной информации является одним из способов ее хорошо запомнить. Поэтому используйте этот принцип, когда изучаете что-то.

Итак, я рассказала о самых началах, основах работы с информацией. Вам могло показаться это скучной теорией. Может быть отчасти она так выглядит, но именно эти принципы помогают мне успешно информацией владей, а не загружать голову всем подряд.

Если же вам захотелось конкретных техник, пожалуйста, .

Ирина Пермякова

Данная статья входит в цикл статей о работе с информацией

1. Основные принципы работы с информацией [вы ее только что прочитали]

Когда цель уже поставлена, и планы намечены, — самый первый и самый важный шаг на пути к достижению результата. Вопрос состоит в том, почему большинство людей накапливают информацию , вместо того, чтобы ее применять на практике, и в итоге никаких результатов не достигают.

Причины могут быть самые разные: внутренний страх и нежелание перемен, обыкновенная лень, нехватка времени из-за неумения его правильно организовать. Дело может быть в отсутствии четких целей и планов в жизни. Но, в основном, это все причины субъективные и надуманные. Есть еще одна причина, почему дела не делаются, а книги, видео, и курсы лежат мертвым грузом — и эта причина самая распространенная. Это незнание того, как претворить полученные идеи и рекомендации на практике .

К примеру, Вы покупаете интересную книгу, или курс, в котором говорится о том, что для увеличения трафика на сайт нужно:

  • создавать и распространять электронные книги;
  • использовать методы «поделись с другом»;
  • создать рассылку и работать с подписным листом;
  • создать инфопродукт и сделать партнерскую программу.

И все это, конечно, хорошо, но Вы читаете это, и думаете — а как же это сделать практически? Эта мысль цепко сидит у Вас в голове, и вместо того, чтобы оценить полезность книги в целом, Вы начинаете искать в книге полную пошаговую информацию о том, как все это сделать. И при этом в Ваших знаниях обязательно обнаруживаются пробелы, которые не позволят Вам тут же применить полученную информацию на практике.

И что тогда делают большинство людей? Даже не дочитают книгу до конца! Бросят чтение в самом начале, и отложат книгу на потом. А это потом, как известно, никогда не наступает. И в душе появляется очень омерзительное чувство собственной беспомощности и никчемности. А затем Вы пытаетесь прочесть еще одну книгу, затем еще одну, и еще одну...

Думаю, сейчас многие вспомнят себя в таком состоянии, когда бросали книги, переставали ходить на тренинги, или откладывали курсы в сторону.

Есть ли лучшие способы работы с информацией, которые более эффективны, и не позволят Вам впасть в депрессию? Конечно же, есть! И они заключаются в правильной организации .

Любой процесс усвоения и проработки информации требует Вашего драгоценного времени. На это расходуется часть Вашей жизни, и расходовать ее бездумно и неэффективно — просто глупо.

Как известно, 20-й век был веком индустриализации, а 21-й век является веком информационных технологий. Это связано с существенным нарастанием информационных потоков. Потоки информации идут из разных источников: от предметов, растений, животных, космических объектов, членов семьи, друзей, учителей, коллег по работе, газет, телевидения, интернет и пр. Информация в прямом смысле витает в воздухе. Она передается телепатическими, энергетическими каналами, в виде электромагнитных волн разной частоты. Вселенная насыщена информацией.

Информация представляет собой совокупность данных, сведений о различных явлениях, событиях, объектах, предметах и пр. информация подтвержденная практикой является знанием. Информация является источником излучения энергии, но она не является носителем энергии.

Вместе с информацией люди либо получают, либо теряют энергию. С одной стороны, информация может вдохновлять, воодушевлять, окрылять, давать положительную, созидательную энергию. С другой стороны, она может вызывать ярость, гнев, злость, то есть давать отрицательную, разрушительную энергию. Информация может также вызывать страх, огорчение, печаль, тоску, скуку, угнетение, разочарование, быть просто безсмысленной и таким образом отбирать ваше внимание и энергию. Информация неотделима от энергии. Поэтому часто говорят об энергоинформационных потоках

Огромные увеличивающиеся потоки информации требует от людей умения поиска нужной им и достоверной информации, ее считывания, понимания, осмысления, анализа, усвоения, запоминания и последующего освоения, применения, принятия различных решений. Чтобы быть здоровым, счастливым, успешным - надо постоянно заботиться о своем здоровье, постоянно трудиться и постоянно учиться! А для этого надо уметь работать с информацией! А так же с , знания из которого мы заимствуем неосознанно.

— Технология работы с информационными данными.

Работа с информацией - это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими). Но главное – это наличие этапов.

Что важно знать?

1. Этапы работы с информацией.
2. Методики, техники и приемы выполнения каждого этапа.

Это и есть Технология работы с информацией: этапы и методы. И ничего более.

В общем виде этапы следующие:
1) Поиск и сбор.
2) Обработка (систематизация, анализ, кодификация).
3) Использование.
4) Хранение.

Другой вопрос – почему возникает поиск информации. Основная причина – это наши цели в получении ответов на наши вопросы.

А если мы вопросов не задавали – то что же мы не воспринимаем информацию?

Воспринимаем – но это восприятие также обусловлено нашими целями, желаниями, потребностями – пусть даже и существующими в неосознанном виде, т.е. в нашем подсознании.

Мы фильтруем (т.е. осуществляем поиск и сбор информации) входящий поток данных в любом виде – разговоры, объявления, заголовки и тд. – если наши мысли как-то связаны с темой, которая отфильтровывается и попадает в наше внимание.

Но для простоты понимания вопроса – «работа с информацией» - можно абстрагироваться от неосознанного вида работы с информацией. Лучше сначала понять – как мы работаем с ней – в осознанном режиме.

Итак, есть этапы.

Поиск и сбор: если есть цель, задача, проблема – мы начинаем искать и собирать нужную информации.

Обработка – это следующий этап. Мы систематизируем информацию, т.е. раскладываем ее по рубрикам, например.

Затем анализируем (преобразовываем информацию в нужный нам вид, получаем выводы, рекомендации).

Использование информации – этот этап заключается в практическом использовании результатов обработки (например - принятие решения).

Хранение информации – на этом этапе мы определяем, в каком виде информации будет храниться, чтобы ее можно было быстро найти при необходимости.

Простой пример:

Есть цель: иметь под рукой телефоны необходимых людей (цель).

1) Собрали номера этих телефонов (сбор информации).

2) Систематизировали их по группам – друзья, клиенты и тд.

3) Присвоили имена папкам - «Друзья», «Клиенты» (кодификация).

4) Занесли телефоны в сотовый телефон в нужную папку (хранение).

Это более менее грамотный подход.

Но может быть и другой – телефоны в беспорядочной последовательности. На разных носителях – часть в блокноте, часть в сотовом. Есть пропуски в наличии какого-то важного телефона и тд. В общем бардак и неумение работать с информацией.

— Как правильно работать с информацией - 3 зоны.

Большинство государственных и юридических учреждений и сегодня хранит свои записи в виде бумажных документов - несмотря на удобство электронных копий этот вариант намного надежнее. Потому следующие рекомендации будут касаться и электронных, и бумажных носителей информации.

Самый удобный способ работы с информацией заключается в размещении документов таким образом, чтобы их возможно было найти быстро и без труда. Нужно создать три рабочих зоны, каждая из которых будет соответствовать частоте обращения к информации.

Первая зона - это данные, к которым вы обращаетесь ежедневно , они должны быть под рукой. В случае с обоими видами носителей они располагаются на рабочем столе.

Если говорить о рабочем столе компьютера, то не рекомендуется хранить на нем сами файлы. Дело в том, что этот раздел находится непосредственно в операционной системе Windows и размещен на системном диске С. При сбоях в работе компьютера данные с системного диска могут быть полностью или частично утеряны. По этой же причине лучше не хранить информацию в «Моих документах» - они также размещены в ОС. При неполадках проще спасти файлы с других локальных дисков (D, Е), поэтому храните информацию первой зоны на этих дисках, выведя ярлыки на рабочий стол.

Вторая зона - это информация, которой вы пользуетесь периодически , но не ежедневно. В кабинете это могут быть периферийные зоны и ящики рабочего стола, в электронном варианте - хранение документов на не системных локальных дисках без выведения ярлыков на рабочий стол.

Третья зона - архив. В нем содержатся документы, с которыми вы работали ранее и которые могут понадобиться вам в будущем: для подтверждения авторства, для использования содержащихся в них сведений и других целей. В компьютерном варианте это скорее всего будет папка «Архив», находящаяся в корне локального диска, а в бумажном - стеллажи, шкафы, отдельный кабинет для хранения папок с документами.

Для электронных носителей важно правило: сохраняйте файлы в распространенных расширениях, которые смогут прочитать все аналоги и версии программ.

Постарайтесь сохранять информацию идентичными способами. Например, если вы решили держать одну копию на облачном сервисе, а вторую на флеш-накопителе, то следуйте своему решению, а не разбрасывайте копии по разным носителям. Если часть копий будет на дисках, часть на втором ПК, часть на флешках и еще часть в облаке, то вы просто запутаетесь. Типов носителей для хранения копий должно быть не больше двух.

То же самое касается бумажных документов - существует немало способов запечатлеть данные на бумаге, но вы должны выбрать лишь самые приемлемые для вас: распечатанные на принтере документы, ксерокопии, выписки от руки и т.д.

Не стоит забывать, что работа по обработке информации включает в себя и четвертую, не названную зону - это мусорное ведро (хоть реальное, хоть виртуальное). Если информация устарела, если вы уверены, что она не пригодится, если она не имеет отношения к работе - безжалостно удаляйте ее из своего жизненного пространства, иначе потом просто не сможете разобраться с завалами накопившихся данных.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео:

Зачем нужна персональная система управления информацией?

Многолетний опыт проведения тренингов по тайм-менеджменту убедил меня в том, что у каждого человека есть свой излюбленный хронофаг - способ нерационально терять время, растрачивать его нецелевым образом. Для кого-то главным поглотителем времени является общение с другими людьми, кто-то "зависает" в процессе принятия решений, но есть достаточно большая категория людей, кто буквально тонет в море информации.

Информация - это самовозрастающая сущность. Её рост подчиняется экспоненциальному закону. Например, есть данные, что количество блогов в сети удваивается каждые полгода; а общий объем сетевой информации увеличивается вдвое примерно каждый год-полтора. Создание Google начиналось с сохранения всего Интернета на одном компьютере:

"– Работа над Google началась, когда мы с Сергеем еще были докторантами Стэнфордского университета на кафедре компьютерных технологий, – начал Пейдж. – У нас не было четкого представления о том, что именно мы хотим сделать. Но мне не давала покоя дерзкая мысль – загрузить весь Интернет на свой компьютер. Я сказал своему научному консультанту, что справлюсь с этой задачей за неделю. И примерно через год мне это частично удалось." (из книги Дэвида Вайза "Google. Прорыв в духе времени").

Думаю, что сегодня подобный эксперимент - сохранение "всего Интернета" на одном компьютере или даже в одном дата-центре - никому уже не под силу! Но проблема в том, что...

Что информации не просто слишком много - есть несколько факторов, вызывающих у каждого из нас тяжелейший информационный стресс :

  • всё возрастающая скорость создания/поступления новой информации, за которой мы не успеваем;
  • отсутствие определенности, противоречивость (на любой факт есть опровержение; на любое мнение есть альтернативные мнения);
  • некачественная информация (ложная, неточная, дублирующаяся и т.п.) никуда не исчезает - наоборот, она остаётся и накапливается в общем информационном потоке;
  • становится всё больше доступных каналов получения информации, следовательно, возрастает мощность/плотность потока информации;
  • лёгкая доступность "бесконечных архивов" (ВСЯ произведенная цифровая информация сохраняется, независимо от её ценности и актуальности);
  • преобладание дискретной (буквенно-цифровой) информации над образной (перегрузка левого полушария КГМ и "недогрузка" правого). /Кстати, всеобщая озабоченность "эмоциональным интеллектом " объясняется именно этим фактором!/;
  • по некоторым оценкам 95-98% информации в потоке является неструктурированной , не включенной в целостную систему знаний (что по факту приводит к ее неверному пониманию);
  • низкая релевантность информации относительно наших вопросов/целей (не помогает, а тормозит принятие решений).

Кроме перечисленных факторов хочу добавить ещё один, крайне важный: если в недалёком прошлом (ещё в середине-конце 20 века) потоки информации были "раздельными", то сегодня они являются "смешанными" , тесно переплетенными. Раньше, чтобы изолировать себя от потока рабочей информации, достаточно было уйти с работы домой и не поднимать трубку городского телефона (а многие его и не имели вовсе:)). Сегодня мы все являемся "подключенными" (благодаря мобильной связи и Интернету) к потоку информации в режиме 24/7. Спрятаться от рабочей информации практически невозможно; но кроме этого в 21 веке меняется и сама концепция занятости. Если вы представитель "креативного класса" и работаете на себя, то фактически невозможно провести границу между вашей трудовой занятостью и частной жизнью. Поэтому создание персональной системы работы с информацией является не только залогом высокой продуктивности на работе, но и просто условием выживания в современном мире.

Итак, персональная система работы с информацией нужна вам:

1. Если вы хотите избавиться от чрезмерного потребления информации как от "поглотителя времени".

2. Если вы хотите снизить уровень информационного стресса / информационной перегрузки.

3. Если вы хотите взять под контроль информационный поток и начать работать с информацией более осмысленно и целенаправленно. Чтобы она не мешала, а помогала в достижении ваших целей.

4. Если вы хотите навести порядок в информационных потоках, сделать работу с информацией максимально удобной, автоматизированной и технологичной.

Мой опыт работы с информацией

Сознаюсь, что данная заметка появилась благодаря многочисленным и настойчивым просьбам моих друзей и клиентов. Не считаю себя каким-то "самым умным" :) , но с информацией работаю давно, и кое-какой опыт накопил. Попробую кратко его описать...

Начну с главного - с отношения к информации . Наверное, потребность в новой информации является во многом врождённой:) Сколько себя помню, с самого раннего детства я был (и остаюсь сейчас) очень любопытным и любознательным человеком. Я ЛЮБЛЮ УЗНАВАТЬ НОВОЕ! Мне интересно ВСЁ :) , и про это "всё" мне хочется узнать как можно больше:)). В школе я всегда учился хорошо, но не потому, что был "ботаником" - уроки я делал из под палки, и только чтобы от меня отстали - а потому, что мне было интересно узнавать информацию по школьным предметам из других источников.

Есть разные способы учиться и/или получать новую информацию. Кто-то любит задавать вопросы, кто-то любит сам изобретать/создавать, кто-то любит экспериментировать, и т.д. У меня с детства есть три излюбленных способа получения информации : 1) чтение книг; 2) эксперимент (проверка на собственном опыте); 3) обмен опытом/знаниями в группе единомышленников/друзей. Причем первые два способа более приоритетны, т.к. я интраверт и довольно непросто схожусь с другими людьми. (Знаете ли вы свои излюбленные способы учиться/узнавать новое? Это важно! )

Вот характерный пример их моего детства: классе в шестом в одной из книг по истории древнего мира я вычитываю рецепт раствора, который использовался при строительстве крепостей. После чего иду гулять во двор, и пытаюсь изготовить данный раствор из подручных материалов:) . С помощью раствора делаю кусочек крепостной стены, высотой до колена. После чего ко мне подходят дворовые гопники с явным намерением сломать мою стенку. Посвящаю их в ход эксперимента, после чего у меня образуется команда помощников из трёх человек:). С растворами и стенами мы экспериментировали недели две, пока не надоело. Кстати, рецепт лучшего состава раствора до сих пор хранится в моих записях; надо будет по случаю продать каким-нибудь любителям эко-строительства;) .

В старших классах школы у меня появилась чёткая определенность, кем я хочу стать в этой жизни. Меня очень привлекала карьера учёного , работающего "в тиши библиотек" :) в каком-нибудь НИИ и изучающего какую-нибудь глобальную проблему. Меня интересовала биология (в частности бионика), и с какого-то времени - психология. Не скажу, что мои интересы были тогда чётко сформулированы, но сегодня я определил бы их как машинное/программное моделирование психических процессов, в частности - эмоций. Это я пишу к тому, что с детства я был предрасположен быть "книжным червём", кабинетным учёным-теоретиком, который ковыряется в информации, и при этом предельно счастлив:)). Но, забегая вперёд, скажу, что жизнь распорядилась иначе... Сегодня бОльшую часть своего времени я работаю как исследователь-практик , помогая в решении проблем конкретных людей или организаций. А "тишь библиотек" является для меня скорее способом отдыха и частью непрерывного самообразования.

Могу сказать, что мне очень повезло с родителями - именно мама и папа были моими первыми учителями/образцами в том, как надо работать с информацией. Все самые интересные для меня книги я находил в отцовской библиотеке; сам отец очень много читал и активно работал с книгами. Мама по образованию библиотечный работник, и именно она научила меня работать с такими инструментами как рубрикатор, каталоги, картотека, библиография и др. Мама (за что я очень ей благодарен!) всегда была в курсе моих интересов и увлечений, и активно помогала мне в сборе полезной информации. Например, она до сих пор:) делает вырезки из газет и журналов с потенциально ценными для меня цитатами, статистическими данными, мнениями экспертов и т.п.

На фото ниже вы видите часть моей бумажной картотеки . Сами перфокарты мне принесла с работы мама. И первые карточки в этой картотеке были карточками с цитатами, выписанными для меня мамой (для примера три такие карточки лежат сверху):

От себя добавлю, что опыт многолетней работы с бумажной картотекой бесценен! Во-первых, я до сих пор пользуюсь ей; а во-вторых, это помогло мне лучше понять, что я хочу от электронной картотеки, и как наиболее эффективно я могу её использовать.

После поступления в университет (ЛГУ, ныне СПбГУ) я столкнулся с настоящим "культом знаний ". Не подумайте только, что это была какая-то "секта задротов"! :)) Во-первых, восхищали своей эрудицией преподаватели. Слушать их было безумно интересно, и они невольно задавали тот высокий уровень знаний, которому хотелось подражать и соответствовать. Во-вторых, поступить в ВУЗ, выдержав конкурс в 22-25 человек на место, мог далеко не каждый. Считал (и считаю) своих однокурсников интеллектуальной элитой своего времени. А попадая в общество очень умных и эрудированных людей, сам невольно стараешься быть таким (об этом хорошо писал М.Гладуэлл в "Переломном моменте" ;)). В-третьих, моё обучение совпало с годами Перестройки и распада СССР. Это было уникальное время, когда неожиданно открылся огромный пласт информации, которая ранее была в СССР запрещена. Стали издавать философов и психологов, тексты которых были или жутким дефицитом или просто не переведены на русский. Например, обучаясь на психфаке, я мог читать Фрейда только в читальном зале, заранее записываясь на раритетные издания 1910-1920-х годов. А тут вдруг все эти книги появились чуть ли не на каждом книжном прилавке! Разумеется, было интересно всё это прочитать:).

На фото ниже: слева дореволюционное издание Ф.Ницше из библиотеки отца (как сейчас помню, что он просил "особенно про неё в школе не распространяться" :) ), а справа двухтомник, купленный в 1990 "на Крупе" ;)

Спасибо Универу, он привил мне навыки научно-исследовательские работы с информацией . Наука - особый социальный институт (в котором мне, кстати, многое не нравится:(), и научная деятельность имеет свою специфику. Но есть множество навыков, которые можно эффективно применять в любой деятельности: выявление/постановка проблемы и формулировка исследовательской задачи; выдвижение гипотез и разработка исследовательской программы по их проверке; обзор существующих фактов / данных / моделей и т.п. ; концептуализация (выбор методологии и разработка понятийного аппарата); экспериментальный дизайн, и т.д. Сюда же можно включить и технические навыки как составление реферативных обзоров книг/статей по теме, навыки конспектирования, составление библиографий и персональной картотеки/архива.

Студенческие навыки работы с информацией позволили мне получить диплом с отличием и написать диссертацию. После окончания университета я стал работать в качестве преподавателя психологии в ПГПИ (Псковском гос.пед.институте). У преподов есть старая шутка о том, что искусство преподавания заключается в том, чтобы красиво пересказать студентам методичку, которую сам прочитал за полчаса до лекции :) Так вот эта поговорка не про меня - к написанию конспектов лекций я относился мега-ответственно. Мало того, мне казалось принципиально важным, чтобы в моих лекциях были самые свежие исследования по самым актуальным проблемам данной научной дисциплины. Сегодня благодаря Интернету поддерживать подобную актуальность учебных курсов сравнительно легко, а в то время я был подписан на все доступные в стране научные журналы по психологии и смежным отраслям, плюс заказывал по почте сборники статей с научных конференций. В общем, добывать крупицы полезной информации - было довольно нешуточным трудом!

Loading...Loading...