Где получить образование. Оператор - это профессия будущего! Чему обучают в колледжах
Для подавляющего большинства людей труд и построение карьеры - одни из приоритетных жизненных целей. Времена текут, и отношение ко многим профессиям также изменяется. Из этой статьи вы узнаете, каково значение работы оператора для общества 21 века и особенности этой профессии. Также вы сможете узнать, когда впервые люди начали работать по этой специальности, как изменялись их должностные обязанности с течением времени.
Оператор: описание профессии
Существует несколько подвидов профессии оператор . Во-первых, оператор электронно-вычислительных машин, а если говорить проще - компьютеров. Эта профессия появилась одновременно с изобретением первых вычислительных комплексов.
Сейчас люди этой профессии называются операторами ПК (персонального компьютера). Это значит, что в критерии подбора кадров на эту профессию есть обязательное требование - владение основами ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями). Проще говоря, оператор - это человек, знающие базовые программы вроде пакета программ Microsoft Office и дополнительных, например, "1C Бухгалтерия". Примечательно, что освоить эти программы может каждый при наличии желания, ведь для пользования компьютером нет возрастных ограничений.
Важность профессии оператора ПК
Специалисты этого разряда отвечают за целый ряд важных решений в любой компании и зачастую их работа оказывается в разы важнее, чем работа менеджера на предприятии. Оператор - это человек, который должен управлять внутренними документами фирмы, уметь их вовремя предоставлять различным подразделениям компании, вести отчетность в электронной форме и многое другое. В целом роль оператора в компании, организации зависит от того, чем она занимается. Популярное заблуждение состоит в том, что оператор работает исключительно за компьютером. На самом деле это далеко не так. Оператор работает с любой офисной техникой, будь то факс или принтер. Важное умение для оператора - поиск и обработка информации из сети Интернет, но с этим справится любой человек, который когда-либо искал информацию в других источниках - книгах, газетах, фильмах. Оператор важен фирме с точки зрения "канала передачи информации". Именно в обязанности оператора входит доступное и наглядное представление тех или иных данных в виде графиков, таблиц, схем.
Оператор связи
Оператор связи - профессия, которая может показаться многим очень схожей с вышеописанной, но есть существенные различия, которые необходимо обозначить. Оператор - это профессия, возникшая в своем истинном смысле давно, когда люди начали активно обмениваться информацией, просто в те времена эта профессия называлась по-другому. В наши дни роль оператора становится все более весомой, увеличивается количество должностных обязанностей, ведь растет и число каналов связи, нарастает объем информации, которую необходимо обрабатывать. Оператор связи должен уметь предоставлять клиентам услуги передатчика информации - иначе, почтовые услуги. Разумеется, оператор связи должен отлично владеть инструментами электронной почты. Обработка финансовых переводов, распространение информации в других организациях (рекламные, информационные рассылки) и многое другое входит в обязанности оператора.
Плюсы профессии
Профессия оператор предоставляет отличные возможности для внутреннего развития. В рамках этой профессии вы овладеваете новейшими и классическими информационными технологиями, которые могут пригодиться вам на любой другой работе. Приобретая полезные навыки владения компьютером, вы становитесь ценным кадром на рынке труда. Более того, вы всегда работаете с информацией, а это может упростить и бытовые дела, вы будете меньше времени затрачивать вне работы на создание электронных документов, поиск информации в интернете и тому подобное. Оператор - это человек, который, однажды освоив один "пакет технологий", не должен останавливаться на достигнутом. В наше время нельзя оставаться вне информации и технологий, поэтому обретение одних навыков обязательно повлечет за собой интерес к другим. Это, в свою очередь, может позволить вам не только значительно сократить время работы за компьютером дома, но и помочь экономить! Многие услуги, которые продаются различными информационными, копицентрами и другими учреждениями, могут быть осуществлены вами! Освоив пакет стандартных программ, вы сможете значительно сократить свои расходы на подобного рода сервисы.
Минусы профессии
Конечно, в любой профессии есть свои минусы. Так и оператор - не идеальная сфера для работы. Вы должны быть готовы к тому, что много времени придется проводить в работе за компьютером. Для кого-то это может стать серьезным ограничением. После рабочего дня глаза устают, мышцы затекают, тело чувствует себя уставшим. Однако и эти последствия можно предотвратить, если, к примеру, прогуливаться в парке или просто пройтись по улице во время обеденного перерыва в течение рабочего дня. Человеку, проводящему за монитором большую часть времени, обязательно следует делать гимнастику для глаз.
СОГЛАСОВАНО
На заседании МК мастеров п/о
Протокол № _______________
От «____»____________ 2013 г.
И.А. Захарова
Тест (экзаменационный) по МДК 01.01. Приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений,
Инструкция: В предлагаемом тесте с 1-10 вопрос Вам необходимо выбрать один вариант ответа. В № 11 – отгадать криптограмму. С №12-№17 – дописать. В № 18- № 19 заполнить бланки по заданию. С № 20-№ 23 – сопоставить цифру с буквой. В № 24 – расшифровать сокращения. С № 25 - № 30 – решить задачи. Исправления считаются за ошибку. Желаем удачи!
- Земская почта была официально учреждена:
А. 1871 г.
Б. 1913 г.
В. 1857 г.
Г. 1911 г.
2. Почтовые карточки, письма, секограммы, бандероли являются:
А. почтовыми отправлениями
Б. обыкновенными почтовыми отправлениями
В. письменной корреспонденцией
Г. услугами почтовой связи
3. Устройство для нанесения на документы и почтовые отправления оттисков с указанием наименования объекта почтовой связи, даты приёма и доставки почтового отправления и иной информации, называется:
А. именная вещь
Б. календарный штемпель
В. пломбир
Г. гербовая печать
4. Деятельность по приёму, обработке, перевозке доставке (вручению) почтовых отправлений, а так же по осуществлению почтовых переводов денежных средств, называется:
А. дополнительной услугой почтовой связи
Б. услугой почтовой связи
В. универсальной услугой почтовой связи
Г. иной услугой
5. Почтовое отправление, принимаемое для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающее на её территорию и следующие транзитом, называется:
А. международное почтовое отправление
Б. междугородное почтовое отправление
В. транзитное почтовое отправление
Г. служебное почтовое отправление
6. Почтовые марки или иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи, называются:
А. именной вещью
Б. государственным знаком почтовой оплаты
В. служебными марками
Г. календарным штемпелем
7. Утверждаются и вводятся в действия приказами ФГУП:
А. нормы
Б. нормативы
В. уставы
Г. документы
8. Письменная корреспонденция, которая принимается без выдачи квитанции отправителю:
А. заказная
Б. простая
В. служебная
Г. транзитная
9. Целью обработки почтовых отправлений считается:
А. обмен
Б. транспортировка
В. приём
Г. сортировка
10. Оказание услуг почтовой связи почтовыми работниками для клиентов за дополнительную плату называются:
А. дополнительные услуги
Б. универсальные услуги
В. иные услуги
Г. почтово-банковские услуги
11. Отгадайте криптограмму:
- написанный в компактной форме на бумаге или других материалах текст.
- почтовое отправление, написанное шрифтом Брайля.
- международный сервис экспресс-доставки почтовой корреспонденции.
- переправление, отсылка.
- передатчик, трансмиттер.
- производственная операция
- учреждение свяжи
По вертикали:
1. _______________________________________________________________________
12. Допишите: К субъектам Российской Федерации относятся:
13. Этапы производственных процессов:
А. ______________________________________________________________________
Б. ______________________________________________________________________
В. ______________________________________________________________________
Г. ______________________________________________________________________
Д. ______________________________________________________________________
Ж. ______________________________________________________________________
14. К именным вещам относятся:
А. ______________________________________________________________________
Б. ______________________________________________________________________
В. ______________________________________________________________________
Г. ______________________________________________________________________
Д. ______________________________________________________________________
Ж. ______________________________________________________________________
З. ______________________________________________________________________
А. ______________________________________________________________________
Б. ______________________________________________________________________
В. ______________________________________________________________________
Г. ______________________________________________________________________
16. Алгоритм действия оператора при приёме простого письма:
А. ______________________________________________________________________
Б. ______________________________________________________________________
В. ______________________________________________________________________
Г. ______________________________________________________________________
Д. ______________________________________________________________________
Ж. ______________________________________________________________________
17. Перечислите тару для посылок:
А. ______________________________________________________________________
Б. ______________________________________________________________________
В. ______________________________________________________________________
Г. ______________________________________________________________________
Д. ______________________________________________________________________
18. Заполните бланк ф. 107 для отправки бандероли с объявленной ценностью на сумму 400 рублей, г. Пермь, массой 125 граммов на имя: Карандашова Вадима Олеговича:
19. Заполните бланк ф. 119 по заданию № 18:
20. Сопоставь пары:
21. Сопоставь пары:
22. Сопоставь пары:
1. календарный штемпель | А. предназначается для гашения почтовых марок и обозначения на почтовых отправлениях и почтовых переводах, квитанциях и документах, места и даты, часы приёма, отправки, получения или выдачи почтовых отправлений. |
2. пломбир | Б. предназначается для опечатывания сургучом писем и бандеролей с объявленной ценностью, посылок, мешков, брезентовых сумок, контейнеров, а также кладовых и других хранилищ ценностей. |
3. штемпель специального гашения | В. является памятным штемпелем и применяется для гашения знаков почтовой оплаты при проведении мероприятий, посвящённых важным государственным событиям, историческим и памятным местам и датам, съездам, выставкам. |
4. контрольно-гербовая печать | Г. предназначается для обозначения наименования объекта почтовой связи на бумажных лентах, используемых при упаковке бандеролей с объявленной ценностью и посылок. |
5. накатное устройство | Д. предназначается для оформления почтовых переводов, тетрадей ф. 5, реестров ф. 10 и служебной пересылки по почтовым переводам и других документов в соответствии с отдельными инструкциями. |
6. страховая печать | Ж. предназначается для нанесения оттиска наименования объекта почтовой связи на пломбы, которыми опломбировываются закрытые почтовые вещи и почтовые отправления, а также хранилища ценностей. |
7. металлическая пластина с наименованием отделения почтовой связи | З. предназначена для заделки на термосварочных машинах бандеролей, а также входящих мелких пакетов в местах международного почтового обмена в полиэтиленовые пакеты с одновременным нанесением на них наименования объекта почтовой связи. |
23. Сопоставь пары:
24. Расшифруйте сокращения:
А. ГЗПО
Б. ОКШ
В. ОПР
Г. УФПС
Д. п/п
Ж. а/я
З. ОН
И. ВПС
К. ПО
Л. ЕСПП
25. Реши задачу по тарификации:
Принять письмо массой 19 грамм, г. Житомир, с простым уведомлением.
26. Реши задачу по тарификации:
Принять письмо с объявленной ценностью – 200 рублей, массой 50 грамм, г. Пермь, с заказным уведомлением. С описью вложения.
27. Реши задачу по тарификации:
Принять заказное письмо – массой 125 грамм, с простым уведомлением.
28. Реши задачу по тарификации:
Принять простую бандероль – массой 200 грамм, г. Березники.
29. Реши задачу по тарификации:
Принять заказную бандероль – массой 150 грамм, г. Москва, с простым уведомлением.
30. Реши задачу по тарификации:
Принять бандероль с объявленной ценностью - 300 рублей, массой – 200 грамм, г. Кизел. С описью вложения, заказное уведомление, доставка.
Преподаватель Н.В. Подпалая
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
На тест (экзаменационный) по МДК 01.01. Приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений,
оформление почтовых операций.
По профессии «Оператор связи» 1 курс
А. республики
Б. края
В. области
Г. автономная область
Д. автономный округ
Ж. города федерального значения
А. приём
Б. обработка
В. исходящий
Г. входящий
Д. вручение
Ж. транзитный
А. календарный штемпель
Б. страховые печати
В. контрольно-гербовая печать
Г. накатное устройство
Д. металлические пластины
Ж. пломбиры
З. специальные почтовые штемпели
А. простое
Б. заказное
В. с объявленной ценность
Г. обыкновенное
А. Проверить правильность упаковки
Б. Проверить правильность написания адреса
В. Взвешать письмо
Г. Определить сумму за пересылку
Д. На сумму, взимаемой платы, наклеить почтовые марки
Ж. Гасить почтовые марки ОКШ
А. Гофрокартонные ящики
Б. Фанерные (деревянные) ящики
В. Мягкая оболочка
Г. Специальная тара
Д. Бумага упаковочная типа «Крафт»
18. Кому, куда – 2б
Заполнение таблицы – 6б
Росписи, ОКШ – 2б
19. Ф.И.О. отправителя – 2б
Ф.И.О. – адресата – 2б
Порядок пересылки – 2б
Сумму ОЦ – 2б
Адрес, ОКШ – 2б
Д. п/п - постпакет Ж. а/я – абонентский ящик З. ОН – начальник отделения почтовой связи И. ВПС – Всемирный почтовый союз К. ПО – почтовое отправление Л. ЕСПП – единая система почтовых переводов 25. 21. 24 26. 106,16 27 . 46,2 28. 29,52 29. 55,64 30. 97,09 Критерии оценивания 105-93 с.о. – «5» 92-82 с.о. – «4» 81-70 с.о. – «3» Менее 69 с.о. – «2» Профессия оператор заключается в управлении работой различного оборудования. Только в общероссийском классификаторе профессий приводится около 250 операторских профессий и двадцать операторских должностей. Любая профессия оператора очень важна на любом производстве. Рассмотрим детальнее некоторые виды операторов: инкубатория птицефабрики, ПК, прокатного стана, связи и ЭВМ. Профессия оператор инкубаторияПрофессия оператор инкубатория птицефабрики заключается в технологическом осуществлении процесса получения яиц. Суть этого процесса заключается в получении из яйца цыплёнка в течение трёх недель. Это происходит с помощью инкубатора. Главная задача оператора заключается в получении здоровых цыплят. Чтобы этого добиться, необходимо соблюдать технологию инкубации. Она, в свою очередь, состоит из целого ряда операций, тесно взаимосвязанных между собой. Любая операция должна выполняться добросовестно и с повышенным вниманием. Рассмотрим это на примере... Первая и главная операция – дезинфекция яиц. Если яйцо чисто, то это ещё не значит, что на нём отсутствую вредные микроорганизмы. Соответственно, если провести эту операцию недобросовестно, то большое количество цыплят просто погибнут. Это очень ответственная работа. Профессия оператор ПКПрофессия оператор ПК заключается в наборе и обработке всевозможной информации на персональном компьютере с последующей её сортировкой, а также в выполнении различных арифметических расчетов, составлении таблиц, сводок и прочего. Кроме этого, в его обязанности входит слежение за работой и состоянием компьютера и оргтехники. Профессия оператор прокатного станаПрофессия оператор прокатного стана заключается в работе по обслуживанию оборудования и технологических процессов производства проката. В его профессиональные обязанности входит работа на прокатных станах для получения листового металла, а также металла различных профилей и сечений. Профессия оператор связиПрофессия оператор связи заключается в обслуживание населения, приёме платежей за коммунальные услуги, а также почтовых отправлений всех категорий, работе с телеграммами, оформлении подписок на периодические издания, работе с денежными переводами. Кроме этого, оператор связи обязан выдавать корреспонденцию из картотеки, принимать и вести учет заказной корреспонденции, а также продавать почтовые марки и конверты, и распространять лотерейные билеты. Профессия оператор ЭВМПрофессия оператор ЭВМ заключается не только в умении работать на компьютере, но и обладать определёнными навыками поиска необходимой информации в интернете. Необходимо иметь хорошие способности не только в базовых офисных приложениях, но и уметь быстро ориентироваться и разбираться в новых. Хороший оператор ЭВМ, кроме всего прочего, должен быть ознакомлен с основами документирования, кадровой службы и бухгалтерского учёта. Эта профессия достаточно востребована в кадровых агентствах, call-центрах и консалтинговых компаниях. Профессия оператора связи очень уважаема, поскольку еще с древних времен люди обменивались какими-либо известиями, а осуществить прием таких новостей и обеспечить их доставку был призван специальный человек. Сначала «операторы» били в барабаны или зажигали костры, дым которых извещал соседей о каких-либо событиях. Потом вестники начали заучивать тексты и доставлять их непосредственно адресату. Нынче услуги связи вышли далеко за пределы почтовых отделений, но до сих пор оператор связи - одна из наиболее востребованных специальностей, ведь он не только занят приемом-передачей сообщений, но выполняет и массу других полезных дел. Каковы обязанности почтового оператораНекоторых школьников привлекает профессия почтового служащего, а потому они со школьной парты знают, кем работать. Операторы связи - вот та должность, спрос на которую не падает даже с развитием технологий и будет востребована еще много лет. По крайне мере до тех пор, пока не изобретут телепортацию для передачи посылок и бандеролей на расстояние. Работа оператора довольно разнообразна и увлекательна. Этот специалист в процессе профдеятельности должен:
Но в «развернутом» виде обязанности обладателя специальности оператора связи следующие:
Где получить образованиеСегодня достаточно много различных учебных заведений, в которых можно получить знания, позволяющие в дальнейшем стать хорошим оператором связи. Колледжи - это главные "поставщики" профессионалов подобного профиля. Учебные заведения, в которых можно учиться профессии оператора связи:
Чему обучают в колледжахОкончание обучения символизирует не только присвоение определенной квалификации и запись в трудовой книжке - 210801.01 Оператор связи, это еще и обилие знаний, облегчающих работу служащего почтового узла. Специальность СПО оператора связи обязывает понимать:
Естественное, что современному оператору связи не обойтись без умения:
Неважно, на какой базе - 9 или 11 классов будет строиться карьера почтового оператора. В любом случае молодых людей научат:
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю: II. Используемые сокращенияВ настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. Характеристика подготовки по профессии3.1. Сроки получения СПО по профессии 210801.01 Оператор связи в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1. Таблица 1 _____________________________ * ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии. ** Независимо от применяемых образовательных технологий. *** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО. 3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются: а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения: на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года; б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев. IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание услуг почтовой связи. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: почтовые отправления, финансовые и сетевые услуги; прием, обработка, вручение почтовых отправлений; оказание финансовых, сетевых и иных услуг; нормативно-правовые акты, регулирующие акты почтовой связи. 4.3. Обучающийся по профессии 210801.01 Оператор связи готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Прием, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений, оформление почтовых операций. 4.3.2. Реализация знаков почтовой оплаты, товаров народного потребления, подписки периодических изданий. 4.3.3. Прием и выдача почтовых переводов, оформление страховых полисов по обязательному и добровольным видам страхования. 4.3.4. Оказание услуг на пунктах коллективного доступа в Интернет. 4.3.5. Учет, хранение и выдача денег и других ценностей. V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: 5.2.1. Прием, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений, оформление почтовых операций. ПК 1.1. Соблюдать порядок контроля, обработки, отправки, вручения почтовых отправлений с уведомлением о вручении и почтовых отправлений о вручении, с наложенным платежом. ПК 1.2. Соблюдать порядок приема, обработки, направлений отправки, выдачи и контроля внутренних и международных почтовых отправлений, "Отправлений 1 класса", интерактивных почтовых отправлений. ПК 1.3. Обеспечивать работу контрольно-кассовых машин при оформлении переводных и почтово-кассовых операций и других услуг, соблюдая инструкции по эксплуатации. ПК 1.4. Осуществлять и оценивать механизированный и автоматизированный процесс обработки почтовых отправлений. 5.2.2. Реализация знаков почтовой оплаты, товаров народного потребления, подписки периодических изданий. ПК 2.1. Обеспечивать порядок хранения, учета и рассылки знаков почтовой оплаты, денежных средств и других условных ценностей, реализации бестиражных и тиражных лотерейных билетов с учетом их особенностей. ПК 2.2. Предоставлять услуги по подписке, контролировать процесс обработки периодических печатных изданий в отделении почтовой связи (оформление, переадресовка, доставка, прием заказов по каталогам). ПК 2.3. Реализовывать товары народного потребления. 5.2.3. Прием и выдача почтовых переводов, оформление страховых полисов по обязательному и добровольным видам страхования. ПК 3.1. Обеспечивать и контролировать порядок приема переводов денежных средств, платежей (коммунальных, муниципальных) и денежных выплат. ПК 3.2. Оказывать почтово-банковские услуги (вклады, банковские карты, потребительские и экспресс-кредиты) и оценивать их. ПК 3.3. Осуществлять эксплуатацию терминала самообслуживания. ПК 3.4. Оформлять страховые полисы по обязательному и добровольному видам страхования. 5.2.4. Оказание услуг на пунктах коллективного доступа в Интернет. ПК 4.1. Работать на программном оборудовании, установленном в пункте коллективного доступа (ПКД). ПК 4.2. Осуществлять техническую эксплуатацию средств вычислительной и оргтехники. ПК 4.3. Использовать при оказании услуг населению локальную и глобальную компьютерную сеть, основные информационные ресурсы: сеть Интернет, технологию WWW. 5.2.5. Учет, хранение и выдача денег и других ценностей. ПК 5.1. Классифицировать денежные средства и условные ценности в отрасли почтовой связи и производить их учет. ПК 5.2. Соблюдать порядок хранения, учета и рассылки знаков почтовой оплаты, денежных средств и других условных ценностей. ПК 5.3. Организовывать деятельность почтальонов по доставке денежных переводов и пенсий на дому, анализировать и оценивать отчет почтальона. VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального; профессионального и разделов: физическая культура; учебная практика; производственная практика; промежуточная аттестация; государственная итоговая аттестация. 6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией. Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика. Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину. 6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащихТаблица 2
Таблица 3 Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе: VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС. Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ППКРС образовательная организация: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации; обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО; обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" . 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю. 7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю. 7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год. 7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). 7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний. 7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО. Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета: 7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией. 7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы . 7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" . Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня. 7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Перечень
|